ГлавнаяНовости – 3 декабря 2009

Online конференция Уполномоченного по делам религий и национальностей Леонида Гуляко

Online конференция Уполномоченного по делам религий и национальностей Леонида Гуляко

1. Иванов С.А., Витебск: Скажите, в законе прописаны традиционные конфессии, такие как православие, католичество и лютеранство, однако о лютеранах мало кто знает. Есть ли они в Беларуси, сколько их, сколько священнослужителей этой церкви? Большое спасибо.

Леонид Гуляко: С удовольствием об этом расскажу. На территории Беларуси лютеранство распространено еще с середины XVI века. Но так сложилось, что вплоть до 1990-х годов XX века активная жизнь белорусского лютеранства была, что называется, прервана. После распада СССР первая на территории Беларуси община лютеран была зарегистрирована в 1993 году. В настоящее время в стране действует 27 общин лютеран, служат 17 священнослужителей. В распоряжении верующих находится четыре культовых здания. Приглашаются священнослужители из-за рубежа. Каких-то проблем, которые поднимались бы сегодня лютеранами Беларуси, мы не знаем. Лютеранское объединение возглавляет епископ Владимир Меерсон. Он у меня достаточно частый гость, собственно, как и все епископы различных направлений, действующих в Беларуси. Ранее были вопросы на определенном этапе, когда все общины существовали сами по себе. И поэтому встал вопрос об объединении лютеранских общин в одну организацию. И сегодня такое объединение существует. Полтора года назад мы его зарегистрировали. У религиозного объединения больше прав, чем у общины. К примеру, объединение уже имеет право приглашать священнослужителей из-за рубежа.

2. Анна З. , Минск: У белорусского государства имеется соглашение с Белорусской православной церковью. Планируется ли заключение аналогичных соглашений с другими традиционными конфессиями страны, например, с католиками? Прорабатывается ли по-прежнему вопрос о заключении конкордата с Ватиканом?

Леонид Гуляко: Статьей 16 Конституции Республики Беларусь установлено, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. При этом в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" государство может строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. Белорусская православная церковь, являясь исторически традиционной и наиболее многочисленной конфессией в стране, играет важнейшую роль в духовной жизни белорусского народа, принимает активное участии в решении социально значимых проблем. С учетом этого 12 июня 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью. Позднее в соответствии с данным Соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом были разработаны и подписаны 14 совместных программ сотрудничества, программы имеются у всех облисполкомов и Минского горисполкома. В июне 2008 г. состоялся визит в Республику Беларусь Государственного секретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне, который был принят Главой государства. В ходе встречи были обсуждены вопросы и перспективы развития Римско-католической церкви в Республике Беларусь, в том числе и возможность заключения конкордата между Республикой Беларусь и Ватиканом. Вместе с этим, необходимо учитывать, что Ватикан - это самостоятельное и независимое государство, поэтому договорные отношения с ним могут носить именно международный характер, с соблюдением всех требований, предусмотренных для международных договоров. А это уже вопросы, находящиеся в компетенции Министерства иностранных дел. В настоящее время сотрудники нашего аппарата по просьбе МИД РБ участвуют в доработке проекта этого документа.

3. Александр Мирей, Мосты: В Беларуси существуют так называемые "серые" религиозные организации, не имеющие официальной регистрации и тем не менее продолжающие активную миссионерскую деятельность. К их числу относятся так называемые муниты - последователи Церкви объединения. Расскажите подробнее о сути претензий государства к мунитам и каковы перспективы разрешения подобных ситуаций. Какие еще религиозные течения, существующие в Беларуси, могут быть отнесены к категории деструктивных и социально опасных?

Леонид Гуляко: Статьей 31 Конституции Республики Беларусь гарантировано право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. Вместе с тем к организациям, в том числе и религиозным, установлены отдельные требования, связанные с обеспечением защиты прав каждого отдельного гражданина. К примеру, статья 16 Конституции Республики Беларусь запрещает деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности. Очевидно, что данные нормы исходят из принципа приоритета права гражданина, а не организации. Законом Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" установлено требование, единое для всех конфессий и религиозных направлений, о том, что религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица и пользуется правами и выполняет обязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своими уставами. Деятельность религиозных групп и организаций без государственной регистрации незаконна, она является серьезным нарушением законодательства Республики Беларусь. При этом законодательством о свободе совести и религиозных организациях не предусмотрены понятия "деструктивных" либо "социально опасных" религиозных течений. Для государства есть одно требование - соблюдение законодательства нашей страны. Если же религиозная организация нарушает эти требования либо ее деятельность представляет угрозу психическому или физическому здоровью граждан, препятствует исполнению ими государственных, общественных, семейных обязанностей, или способствует разжиганию межрелигиозной розни, то эта деятельность очевидно противоречит законодательству и должна быть пресечена. Именно правовая оценка является основанием для принятия мер правового воздействия к конкретной религиозной организации. Безусловно, в отношении новых религиозных структур может приниматься во внимание и международный опыт, также в таких случаях не обойтись без помощи специалистов-религиоведов. И здесь не может быть голословных утверждений. Гораздо важнее, чтобы и сами граждане проявляли осторожность, ведь не секрет, что различные псевдорелигиозные структуры используют затруднительное положение людей, их проблемы, для создания психологической привязанности к своему культу. Поэтому я попрошу при столкновении с новыми движениями, которые акцентируют свою работу по развитию "духовности" - уяснить, все ли вам ясно в структуре, истории создания организации. Понятен ли механизм ее управления, нет ли там "посвященного круга", который хранится в тайне. И вообще, как велик этот сегмент таинственного и неясного. Если на ваш прямо заданный вопрос вам не дают четкого и ясного ответа, это должно Вас насторожить. Неплохо в таких ситуациях проконсультироваться у специалистов или хотя бы попытаться найти альтернативную, критическую информацию

4. Владимир, Минск: Аппарат Уполномоченного дает официальную статистику конфессионального состава населения Беларуси. Но откуда он берет эти цифры? Ведь в переписи населения вопрос о вероисповедании ни разу не задавался.

Леонид Гуляко: Аппарат Уполномоченного не дает официальной статистики конфессионального состава населения страны. Основным источником информации о конфессиональном составе страны становятся социологические исследования. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций. По этой причине вопрос о вероисповедании не включается как обязательный вопрос при Государственной переписи населения. В 2006-2007 году были проведены комплексные социологические исследования развития конфессиональной сферы по заказу Уполномоченного по делам религий и национальностей. Работа выполнена географическим факультетом БГУ в контексте развития конфессий и религиозных направлений, анализа регионального конфессионального развития, межконфессиональных отношений и оценки материальной базы религиозных организаций. Материалы данных исследований с обязательной ссылкой на них используются в нашей работе. При этом необходимо отметить, что материалы данных исследований не являются официальной статистикой конфессионального состава населения Беларуси, но они отражают общие для страны тенденции и дают возможность получить представление о состоянии конфессиональной сферы. Официальным источником информации являются статистические сведения о зарегистрированных религиозных организациях (как религиозных общинах, так и организациях, имеющих общеконфессиональное значение - религиозных объединениях, монастырях, миссиях, братствах, сестричествах, духовных учебных заведениях). Как же отмечалось, регистрация религиозных организаций является обязательной, поэтому эти цифры всегда точны. К слову, такую информацию все желающие могут получить на сайте Уполномоченного по делам религий и национальностей (www.belarus21.by/ru). Справочно. По состоянию на 1 сентября 2009 г. зарегистрировано 3094 религиозные общины, кроме того, в соответствии со своими уставами действуют 158 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (46 религиозных объединений, 40 монастырей, 34 миссии, 15 братств, 9 сестричеств, 14 духовных учебных заведений). Действует 2207 культовых зданий, еще 211 строятся. В общинах работает 2963 священнослужителя

6. Диана Г., Брест: В Минске часто можно увидеть распространителей литературы различных сект, в том числе евангельских христиан-баптистов, адвентистов. Выпуск данной литературы организован как правило в США. Каким образом она попадает к нам и контролируется ли это, в том числе распространение этой литературы, в такой православной стране, как Беларусь? Сколько вообще у нас зарегистрировано организаций, имеющих право распространять религиозную литературу и ведущих миссионерскую деятельность?

Леонид Гуляко: Давайте вспомним закон "О свободе совести и религиозных организациях". В статье 26 прописано, что все религиозные организации вправе выпускать, приобретать, ввозить в Беларусь и распространять религиозную литературу, печатные и аудиовидеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения. Однако в порядке, установленном законодательством нашей страны. Что имеется в виду? Законом предусмотрено, что религиозные организации могут ввозить эту литературу только после проведения государственной религиоведческой экспертизы, которая осуществляется экспертным советом при Аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей. Поэтому если возникает где-то сомнение, то любой житель и организация имеют право попросить экспертное заключение у тех, кто распространяет такую литературу. Кроме того, вся эта продукция должна иметь маркировку с указанием полного наименования распространяемых изданий и конфессиональной принадлежности. Это делается для того, чтобы предотвратить анонимный характер распространения религиозной литературы. Кроме того, распространение такой литературы может осуществляться только в принадлежащих организациям на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также в местах, выделяемых для этих целей местными органами власти. То есть не в переходах, поскольку это уже нарушение закона. Конечно, задержание распространителей - не наши функции, а правоохранительных органов. Есть случаи задержаний, нам такие случаи известны, но их не так много. В целом в Минске не часто можно увидеть распространителей религиозной литературы. Я, например, не сталкивался с ними, но не исключаю, что они есть. Я рассматриваю это как банальное зарабатывание денег. Вполне возможно, что религиозная литература где-то реализовывается и вне закона, но это не массовое явление. Часто ведь бывает, что религиозная литература и не проходит экспертизы. Раньше это было характерно для литературы, ввозимой Свидетелями Иеговыми. Три-пять лет тому назад литература, поступающая по этому направлению, вызывала много нареканий с точки зрения ее законности. В последнее время ее содержание улучшилось, то есть сейчас мы крайне редко говорим о каких-то нарушениях при продаже литературы со стороны Свидетелей Иеговых.

16. Алексей Турец, Минск: Очень много писали и хорошего, и плохого о контактах политического руководства нашей страны с высшими иерархами как православной, так и католической церквей. Скажите, на ваш взгляд, ментальность белорусского народа позволяет провести возможную встречу Папы Римского и Патриарха Московского на территории нашей страны?

Леонид Гуляко: Давайте, во-первых, исходить из того, что в Беларуси православная церковь не отмежевывается от католической. Абсолютно нормально идет выстраивание диалога, обсуждение насущных вопросов и так далее. Вы это видите из последних событий, которые проходили по линии православной церкви: к примеру, все эти большие международные конференции - христианство и иудаизм, христианство и мусульманство и другие. В них участвуют и православные, и католические священнослужители высшего звена. И, несмотря на то, что у нас 85% верующих декларируют себя православными и лишь около 12% - католиками, я полагаю, что ментальность белорусов в этом плане сбалансирована. Поэтому отношение к названному вами событию должно быть положительным. Это не будет восприниматься как некое препятствие ни той, ни другой конфессией. Народ будет воспринимать это абсолютно нормально. Ведь даже если посмотреть на структуру многих белорусских семей, то зачастую муж и жена исповедуют разные веры, например, он - католик, а она - православная. И даже бывает, что дети в одной семье принадлежат к разным конфессиям. Но это никак не сказывается на семейном благополучии. В настоящее время успешно продолжается разработка конкордата с Ватиканом. Наш аппарат участвует в разработке этого документа, хотя заглавное ведомство в этом процессе - МИД. И при встречах с руководством БПЦ я ни разу не услышал какого-то намека на недовольство этим процессом. Конечно, между католиками и православными есть определенные идеологические разночтения, но это вовсе не те разночтения, которые могут вылиться в какое-то общественное противостояние и напряжение.

Источник: Belta.by

Новости – 7 ноября 2018
Размышляя над Словом. Воскресное богослужение 4 ноября

Размышляя над Словом. Воскресное богослужение 4 ноября

Для того, чтобы жить полноценной жизнью хождения в Духе Святом, не достаточно просто знать о Боге, нам нужно знать Его лично.
Пройди тест на вечность
Галилео Галилей
Галилео Галилей
(1564-1642)
«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться; изречения Его абсолютны и непреложны».
Другие новости
Новости – 31 октября 2018
Конференция Веры, 25-летие Объединения

Конференция Веры, 25-летие Объединения

26-27 октября прошло знаковое событие для Религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Беларуси (РООХПЕ) – Конференция Веры, посвященная 25-летию Объединения, на которую съехались представители 60 церквей из всех областей страны.
Новости – 26 октября 2018
Конференция хвалы и поклонения'2018

Конференция хвалы и поклонения'2018

Приглашаем вас на ежегодную Конференцию хвалы и поклонения`2018, которая состоится 23-24 ноября в г.Минске.
Новости – 24 октября 2018
Как народу спастись? Воскресное богослужение 21 октября

Как народу спастись? Воскресное богослужение 21 октября

Три основные причины, почему мы собираемся вместе:
- поклониться Господу
- молиться вместе в единстве
- слышать Слово, которое будет преображать наши жизни