Ценности

Дерево верований.

Нарисуйте дерево. Пусть этот пример будет наглядным. У дерева должны быть корни, ствол, ветви, крона, плоды. Обозначьте почву. 

Наши верования и система ценностей человека напоминает дерево.
Почва - это мировоззрение, на котором строятся верования;
корни – верования;
ствол – ценности;
ветви - это стратегии, нормы поведения, планы, решения;
плоды - это конкретные действия, если это касается жизни, и программы, если это касается служения.

Например, в постсоветском пространстве мировоззрение людей было сформировано марксистской философией, которая, дав трещину и показав свою несостоятельность, в сегодняшнем дне сменилась философией постмодернизма, которая говорит, что нет абсолютных ценностей, всё относительно, каждый человек сам для себя решает, что правильно. У верующих на слой марксистской философии в середине 20-го века наслоилась традиционная пятидесятническая культура, формировавшаяся в условиях противостояния, и сегодня мы можем видеть ее плод (во многих церквях до сих пор звучат минорные гимны мотивов 30-х годов). Часто в церквях можно слышать учение, что наша личная жизнь и работа не так важны, главное то, сколько времени и сил ты уделяешь служению. Это не столько библейское учение, сколько след советского влияния. Таким образом, наше "дерево" растет в почве мировоззрения. Посмотрите на западных христиан.и вы увидите совсем другое основание. 

Наши корни - это то, во что мы верим. И именно они формируют "дерево", влияют на формирование ценностей. Например, если мы верим в то, что Бог сотворил человека, то для нас ценна человеческая жизнь. Для сравнения, в мусульманской и особенно в индуистской среде ценность человеческой жизни значительно меньше. Если мы верим, что Бог сегодня говорит к людям, то для нас будет ценным в молитве не просто говорить заученные фразы, но прислушиваться к Его голосу. 

Поговорим подробнее о ценностях. Следующий абзац - выдержка из Википедии (интернет-энциклопедии):

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность  являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Употребляется в нескольких смыслах:
Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений. Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме.
 

Примеры жизненных ценностей:
Здоровье
Любовь, семья, дети, дом
Близкие, друзья, общение
Самореализация в работе.
Материальное благополучие
Творческая самореализация
Самообразование
Социальный статус и положение в обществе
Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)

Как мы уже поняли, формируются ценности в соответствии с воспитанием, образованием, национальной или общественной пропагандой. Т.е. в соответствии с тем мировоззрением и теми верованиями, которые присутствуют в семье и обществе. И именно ценности определяют те нормы и принципы поведения, которых будет придерживаться человек, а также решения, которые он будет принимать. Это и есть ветви "дерева". А уже на них вырастает "плод", т.е. то, что увидят другие люди: конкретные действия, поведение, внешность и т.д.

Ценности в этом "дереве" занимают центральное место. Всякое дерево, если оно живое, то по нему течет сок. Это можно сравнить с током крови по кровеносным сосудам. Если в какую-то большую ветвь прекращается ток сока, то она отмирает и становится сухой. Как заставить сок двигаться по ветвям нашего "дерева верований"? - Задавать вопросы. Нам нужно научиться задавать себе по крайней мере 2 вопроса:

1. Почему? - этот вопрос связывает нас с корнями.  Почему я делаю то, что я делаю? Это просто привычка или это следствие того, что ценно для меня или для команды? Почему это ценно для нас? Копая таким образом, мы возвращаемся к нашим корням и проверяем, на чем зиждется наше личное или командное (в т.ч. церкви) "дерево". И если мы понимаем, что в основе - неправильные корни, то возможно, нам придется корректировать систему ценностей и отказываться от устаревших программ.

2. Что из этого следует? Этот вопрос ведет нас от корней к ветвям, заставляет думать, как практически применять те ценности, которые у нас есть. Например, мы уже говорили о ценности человеческой жизни. Если для нас ценна жизнь каждого человека, то мы будем всячески противостоять абортам, как на уровне своей собственной жизни, так и на уровне общества. Мы будем проводить акции протеста против абортов, акции в защиту жизни, молиться за нерожденных. Что мы и делаем. Это конкретные ветви и плоды. 

Неспособность или нежелание задавать себе и друг другу подобные вопросы ведет нас к недальновидности и поверхностности. 

Важный аспект в вопросе ценностей - это их передача. 

Втор.6:6-8 - Библия учит нас о передаче ценностей грядущему поколению и о том, чтобы ценности могли проявляться внешне. Если мы не передаем систему ценностей в поколение, то эти ценности умирают вместе с нами. Если мы как Церковь не передаем (в том числе через общение, обучение, личный пример) ценности обществу, то оно формирует свои, небиблейские, принципы и ценности, а нам остается сожалеть и разочаровываться. Но если мы, находясь на своем месте, задаем вопрос "что из этого следует?" - "как я могу применить библейские ценности на практике и передать их в своем окружении?", то мы будем видеть перемены. 

Давайте коротко разберем ценности нашей церкви, на которые Господь показал нам в этом году. Это не значит, что у нас только 5 ценностей или что остальное неважно, но это те ценности, на которые в это время мы как Церковь хотим сделать акцент. 

Мы будем более подробно разбирать эти ценности в ближайшие несколько месяцев, но я хочу предложить вам посмотреть на каждую из них с позиции "дерева верований". "Корни", т.е. библейское основание, вам уже подсказано, достаточно просто изучить его. А вот "ветви", т.е. конкретные действия, в т.ч. и конкретные проекты и идеи, которые вы можете реализовать как домашняя группа, я хочу предложить вам продумать и помолиться, разбирая каждую конкретную ценность, каким образом вы лично в своем окружении, вы как домашняя группа и мы как Церковь можем применять эти ценности. 

Новости – 15 мая 2018
День Семьи «Никогда не поздно учиться»

День Семьи «Никогда не поздно учиться»

Не бывает поздно учиться понимать друг друга, слушать, прощать, заботиться. Проповедник выделил несколько моментов, которые являются залогом счастливых отношений...
Молитва спасения
Галилео Галилей
Галилео Галилей
(1564-1642)
«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться; изречения Его абсолютны и непреложны».