Ученичество (часть 1)

В Евангелии от Матфея 28:19 мы можем прочесть последнее поручение Христа своим ученикам: «итак, идите и научите...».  Так часто, спешив исполнить призыв Христа, мы не задумываемся о том, что этому предшествовало.  Перед тем как научить кого-то чему-то необходимо самому быть наученному.   Ученичество - это процесс всей жизни, включающий в себя два этапа, которые идут параллельно друг другу: обучение (или образование) и наставничество (применение полученного знания и опыта). Причем мы одновременно выступаем и в роли учеников и в роли наставников, т.к. получая знания, мы стремимся применить их в своей жизни и потом поделиться этим  с другими. В этот раз мы кратко рассмотрим первую часть ученичества, касающуюся образования.

Джордж Гилдер сказал: «...Одним из законов ума является то, что верование предшествует знанию».  И многие из нас сегодня могут согласиться  с этим утверждением, потому что в церкви мы смогли сформировать правильное мировоззрение, обрести систему ценностей и взглядов, определить позицию и отношение к самому себе, обществу, вселенной. Именно будучи уже в церкви мы старались заложить твердый фундамент, определяя цели и смысл нашей жизни.

Проходя процесс становления, мы стали задавать себе вопросы о происхождении добра и зла, о том, нравственные нормы - это необходимость или личный выбор,  человеческая история - это божественный замысел или случайная последовательность событий, об отношении Христа к государству и др . Все это говорит о том, что наш разум ищет ответы. Тед Вард определил личность человека как результат взаимодействия некоторых факторов: моральных, социальных, эмоциональных, интеллектуальных, физических и духовных. И для того, чтобы личность развивалась во всей полноте, каждая из этих сфер нуждается в развитии.

Бог сотворил человека со способностью размышлять и приобретать знание. В  Исайе 1:18 Бог призывает нас: «Тогда придите - и рассудим...»,  а в Рим.12:1-2 Павел умоляет представить наши тела для разумного служения, т.е. включить в служение не только духовные дары, но и наши интеллектуальные способности и таланты. И дальше утверждает Павел, что преобразование и обновление нашего ума позволит нам познать волю Божью.

В книге Джона Максвелла «Как мыслят преуспевающие люди, или мыслите, чтобы измениться» есть хорошая цитата Джулис  Генри Понкейр: «Сомневаться во всем или верить во все - вот два одинаково удобных решения: в обоих случаях не нужно размышлять». Человек, который перестал использовать свой разум, чтобы анализировать  действительность, стоит  на опасном пути. Павел в Послании Ефесянам 4:14, 18 предостерегает: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающими всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения... Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества (незнания) и ожесточения сердца их».

Невежественными людьми легко управлять, на них легко повлиять, поэтому диктаторы боялись образованной элиты, и стремились быстрее от нее избавиться.  Дэвид Ноубель в своей книге «Осмысливая современность» называет противостояние между христианским мировоззрением и светскими мировоззрениями гражданской войной «за сердца и умы людей. Это война идей. Чтобы оказаться победителями, христианам следует как можно скорее осмыслить современный мир, чтобы знать, «что когда надлежит делать»  1 Пар.12:32, Кол.2:8.

Притчи Соломона показывают, какое должно быть наше отношение к знанию, размышлению и мудрости

Глава 2 стихи 1-7: «Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум...».

Из этого места Писания можно сделать несколько выводов:

  1. Стремление к размышлению, знанию - это наша часть, в которой мы должны приложить усилие;
  2. Знание и разум исходят от Самого Бога;
  3. Наше стремление должно быть страстным;
  4. Результат наших усилий - познание Бога (не знание о Нем), понимание почтения Бога и Его величия (страха Божьего); приобретение Его мудрости, т.е. умение приобретенное знание применять в повседневной жизни;
  5. Бог не останется должным - 2:13-15: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум. Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею»; Иисус Навин 1:8, Притчи 4:20-22.

Познать Бога мы можем не только духовным восприятием, но и через знание Его Слова, через размышление о делах Его, через созерцание Его устройства (1Ин.5:20, Ин.17:3, Пс.142:5). Ответственность Бога в познании - открыть себя людям (1 Кор.2:10), наша ответственность - быть открытыми в приобретении знания Его (Ин.17:8).

Обучение - это процесс всей жизни христианина. Павел пишет Тимофею, чтобы тот вникал в себя и в учение постоянно (1Тим.4:16). Сам Павел в Послании Филиппийцам говорит: «...я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить...».

И, как бы вторя Павлу, Блаженный Августин сказал: «Никогда не считай себя счастливым  в  своем сегодняшнем положении, если хочешь достигнуть  цели, до которой еще не дошел. Ели ты доволен тем, какой ты есть, значит ты уже остановился в развитии. Если ты скажешь: «Все, достаточно», - ты погиб. Продолжай идти, продвигайся вперед, пытайся достигнуть  желанной цели».

Наша миссия как Церкви слишком велика, чтобы мы позволили себе расслабиться и ожидать, пока придет кто-то и предложит нам легкий путь для завоевания территорий для Царства Божьего, или сделает всю работу за нас.  Мир потребует от нас отчета в нашем уповании, и нам придется дать ему ответ (1Петра 3:15), но для этого он должен быть у нас. Мы должны быть способными отстоять свои взгляды и дать отпор гуманизму, коммунизму, атеизму. В Откровении Иоанна одной из церквей Иисус предлагает сменить теплое состояние на ревностность и предупреждает, что только побеждающему даст сесть рядом с Ним на престоле.

И закончить хочется замечательными словами Джорджа Роша: «Если вы сторонник мнения, что нет больше места героизму, что человек бессилен каким-либо образом изменить свою судьбу, тогда отойдите в сторону. Оставайтесь пешкой (которой вы себя считаете) в руках судьбы. Но если вы хотите узнать смысл и цель жизни (которым наш век отказывает в праве на существование), если ваш ум испытывает голод, а дух ваш жаждет чего лучшего, чем погоня за вещами, властью, политическим положением или за самим собой, тогда подходящий момент для поворота именно сейчас».

Новости – 17 июля 2018
До конца

До конца

«...претерпевший же до конца спасется» Матфея 24:12-13.
Мы призваны идти до конца, не отступать, не сдаваться. И хорошая новость в том, что Бог не оставил нас одних, но пройдет весь путь с нами до конца.
Прислать свидетельство
Майкл Фарадей
Майкл Фарадей
(1791-1867)
«Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудную книгу Откровения?!»