ГлавнаяНовости – 18 декабря 2011

Рождество Иисуса глазами Ирода

Более красочную картину можно было бы описать, если бы я взялся рассказывать об этом событии с точки зрения Марии, матери Иисуса, или Иосифа, приёмного земного отца Иисуса. При желании можно было бы посмотреть на это глазами пастухов, которые пасли стада в это время. Можно было бы поговорить и про приключения заблудившихся и сильно опоздавших (примерно, на два года) волхвов. Однако к ним мы к ним ещё вернёмся.

В этот раз наш свидетель – Ирод. Отец Ирода, правитель Иудеи Антипатр II, назначил своего сына правителем Галилеи, когда тому было 26 лет. По словам некоторых историков, характер Ирода был типичным для того времени, которое произвело очень многих ему подобных людей: с интеллектом, но без нравственности, со способностями, но без принципов, с мужеством, но без чести.

Иосиф Флавий, римский историк, иудей по происхождению, пишет о нём в своей книге «Иудейская война» так: «Телосложение его соответствовало его духу. Он с ранней молодости был превосходный охотник, и этим он в особенности был обязан своей ловкости в верховой езде. Как воин, Ирод был непобедим, также и на турнирах многие страшились его, потому что видели, как ровно он бросает свое копьё, и как метко попадает его стрела. При всех этих телесных и душевных качествах ему покровительствовало и счастье: редко когда он имел неудачу в войне, и самые поражения его являлись всегда следствием или измены известных лиц, или необдуманности его солдат».

Должно быть, кроме перечисленных выше качеств, Ирод обладал определённым обаянием, потому что всегда мог победить на словах или подкупить врагов, которые пытались дискредитировать его. Из всех кризисов он выходил, имея ещё большую территорию и власть, чем ранее.

Став царём, Ирод увеличил налоги. Скромная экономика страны согнулась и, в конце концов, рухнула под тяжестью налогов, идущих на содержание пышного двора и на строительную программу, которая не соответствовала национальному богатству. Ирод пытался различными способами успокоить своих подданных, но потерпел неудачу. Он снижал налоги в неурожайные годы, убедил Рим снизить размеры выплачиваемой дани, обеспечил привилегии для евреев за границей, своевременно боролся с голодом и другими бедствиями, поддерживал внутренний порядок и внешнюю безопасность, развивал природные ресурсы страны. Он покончил с бандами и разбойниками, торговля развивалась, рынки и порты были полны жизни. Но, в то же время, царь отталкивал чувства народа своей нравственной распущенностью – у него было 10 жён и 15 детей от них. Он отличался жестокостью в наказаниях и убийством Аристобула, законного наследника трона. Установив контроль над страной, Ирод казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев, подорвав таким образом политическую силу Синедриона и превратив его лишь в религиозный суд, не оказывавший, по-видимому, никакого влияния на практическое законодательство. Ирод присвоил себе право назначать первосвященников, ставя и смещая их по своему произволу.

Ирод не был евреем ни по происхождению (сын идумеянина), ни по убеждениям. Его больше привлекали культура Греции и Рима. С большими затратами он построил в Иерусалиме театр и амфитеатр, украсив их изображениями Августа и других языческих правителей и богов, ввёл греческие атлетические и музыкальные состязания и римские гладиаторские бои. Он украсил Иерусалим и другими зданиями, архитектурный стиль которых был чужд народу, и установил в публичных местах греческие статуи, нагота которых возмущала евреев так же сильно, как и нагота сражавшихся на играх борцов.

Царь Ирод поразил весь народ, заявив, что Храм, построенный Зоровавелем за пять веков до этого, был слишком мал. Ирод предложил снести его и на его месте построить ещё больший. Несмотря на протесты и страхи народа (они боялись, что Ирод снесёт старое здание Храма прежде, чем всё будет готово для строительства нового), он реализовал свой план и перестроил Храм.

Флавий писал об этом: «На пятнадцатом году своего царствования Ирод заново отстроил Храм, расширил место Храма вдвое против прежнего и окружил его стеной – все с неимоверными затратами, с беспримерной роскошью и великолепием. Об этой роскоши свидетельствовали в особенности большие галереи вокруг Храма и цитадель, возвышавшаяся на север от него. Первые он построил от самого основания, а цитадель он с огромными затратами перестроил наподобие дворца и назвал ее в честь Антония Антонией. Свой собственный дворец он построил в верхнем городе, и два громаднейших, красивейших здания, с которыми даже храм не выдерживал сравнения, он назвал по имени своих друзей: Цезарионом и Агриппином».

Именно на этот Храм ученики Иисуса обращали внимание самого Иисуса, это упоминается во всех четырёх Евангелиях (Матфея 24:1, Марка 11:11, Марка 13:1, Луки 21:5, Иоанна 2). Люди гордились величественным Храмом, который был одним из чудес эпохи императора Августа. Однако их радость омрачалась тем, что не все украшения Храма соответствовали еврейским традициям. Над воротами в Храм висело изображение золотого орла. Золотой орёл символизировал Рим – врага и господина Иудеи в то время. Позднее, евреи уничтожили изображение золотого орла, которое они считали идолом, но в результате 42 человека были казнены.

Иосиф Флавий описывает это событие так:

«Среди белого дня, когда множество народа толпилось вокруг храма, юноши спустились на канатах с храмовой кровли и разрубили золотого орла топорами. Немедленно дано было знать об этом царскому начальнику, который быстро прибыл на место с сильным отрядом, арестовал до сорока молодых людей и доставил их к царю. На первый его вопрос: «Они ли это дерзнули разрубить золотого орла?» - они сейчас же сознались. На второй вопрос: «Кто им это внушил?» - они ответили: «Завет отцов!» На третий вопрос: «Почему они так веселы, когда их ждет смерть?» - они ответили: «После смерти их ждет лучшее счастье».

Непомерный гнев, овладевший тогда Иродом, вселил в него новые силы и помог ему побороть болезнь. Он лично отправился в народное собрание, изобразил в пространной речи молодых людей как осквернителей храма, которые под покровом закона преследовали более отдаленные цели, и потребовал, чтобы судили их как богохульников. Боясь, как бы не было привлечено к следствию множество людей, народ просил его наказать сперва только зачинщиков, затем лишь тех, которые были пойманы на месте преступления, а всех остальных простить. Весьма неохотно царь уступил этим просьбам. Он приказал тех, которые спустились с храмовой крыши вместе с законоучителями, сжечь живыми, остальных арестованных он отдал в руки палачей для совершения над ними казни».

К тому времени Ирод уже болел, и болезнь его прогрессировала. Он мучился от лихорадки, кожного зуда, постоянных болей, ноги его сильно отекали, кожа на животе была воспалена, интимные места покрылись гниющими язвами, в которых заводились черви. Он испытывал припадки одышки, во время которых он не мог лежать, и судороги. Мудрецы объясняли его болезнь небесной карой за смерть законоучителей. Однако Ирод, несмотря на отчаянную борьбу с такой массой страданий, цепко держался за жизнь: он надеялся на выздоровление и думал о средствах лечения.

Почти в самом конце жизни Ирода происходит его встреча с волхвами – я обещал, что мы с ними ещё встретимся. Уже больной царь к тому времени начал искать врагов и среди своих родственников, жён и детей, и некоторые из них уже были казнены. Он подозревал всех в попытках занять его место на престоле и вряд ли был рад внезапному появлению волхвов. Волхвы же, видимо, решили, что будущий царь должен был родиться во дворце, и направились прямо туда, и застали врасплох Ирода своими вопросами: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф.2:1-2). Понятное дело, услышав новость от волхвов: «…Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Матф.2:3). Ирод тревожился за свой престол и власть, но Иерусалим, как мне кажется, тревожился по другому поводу – все жители боялись и ненавидели своего неадекватно жестокого престарелого царя (а ему, к тому времени, исполнилось более 60 лет) и узнав о том, что Ирод встревожен, народ ожидал гнева царя и новой вспышки жестокости.

Со свойственной ему хитростью, Ирод начинает действовать. Сначала он призывает к себе советников: «И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Матф.2:4-6).

Примечательно, что Ирод спрашивает не просто о царе, он спрашивает первосвященников и книжников о Христе – о Мессии, о настоящем Царе-освободителе, которого ожидал еврейский народ в то время. Скорее всего, именно волхвы сказали ему, что родился совсем не простой царь. Однако, Ирод не намерен извещать об этом первосвященников и книжников. Сделав вид, что интерес его был простым любопытством и получив ответ на свой вопрос о месте, он затем уточняет и время: «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» (Матф.2:7).

У него уже есть план действий, и он пытается использовать волхвов – использовать в качестве разведчиков, потому что если бы он отправился сам, ненависть народа к нему и его армии, которую он набирал из наёмников, помешала бы ему найти Иисуса. Евреи бы просто спрятали семью. Кроме того, внимание царя к младенцу было бы истолковано народом как определённое признание, что совсем не входило в планы Ирода.

«И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли…» (Матф.2:8-9).

Однако, ожидания царя Ирода не были оправданы, его хитрость не сработала. Бог позаботился о волхвах, дав им откровение не возвращаться к Ироду (Матф.2:12).

Бог также позаботился и об Иисусе, послав Ангела во сне Иосифу и отправив всю семью в щедро оплаченный волхвами отпуск в Египет (Матф.2:11,13-15). Если вы считаете, что волхвы отправились в такой далёкий путь, чтобы подарить новому Царю Иудейскому, Мессии пару золотых монеток и немножко благовоний, то вы, наверное, не читали, с каким караваном и подарками к Соломону приезжала царица Савская.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Матф.2:16). Я думаю, что это событие ещё сильнее подорвало физическое и психическое здоровье последнего из земных царей Иудеи (все последовавшие за Иродом правители уже не считались царями). Народ ещё более возненавидел своего правителя, который вскоре умер. Впоследствии об Ироде было сказано: «Он украл трон, как лиса, правил, как тигр, а умер, как собака».

Но я не хотел бы заканчивать эту историю на такой печальной ноте в то время, когда мы вспоминаем о том, что родился Иисус – Царь Иудейский, Мессия, Христос, Господь и Спаситель, отдавший за нас Свою жизнь и приобретший для нас спасение и жизнь вечную. И в какой бы день, месяц или пору года это не произошло, мы всегда будем благодарны Богу за этот чудесный рождественский подарок!

Новости – 7 ноября 2018
Размышляя над Словом. Воскресное богослужение 4 ноября

Размышляя над Словом. Воскресное богослужение 4 ноября

Для того, чтобы жить полноценной жизнью хождения в Духе Святом, не достаточно просто знать о Боге, нам нужно знать Его лично.
Прислать свидетельство
Александр Солженицын
Александр Солженицын
(1918-2008)
«Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в тебя!»
Другие новости
Новости – 31 октября 2018
Конференция Веры, 25-летие Объединения

Конференция Веры, 25-летие Объединения

26-27 октября прошло знаковое событие для Религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Беларуси (РООХПЕ) – Конференция Веры, посвященная 25-летию Объединения, на которую съехались представители 60 церквей из всех областей страны.
Новости – 26 октября 2018
Конференция хвалы и поклонения'2018

Конференция хвалы и поклонения'2018

Приглашаем вас на ежегодную Конференцию хвалы и поклонения`2018, которая состоится 23-24 ноября в г.Минске.
Новости – 24 октября 2018
Как народу спастись? Воскресное богослужение 21 октября

Как народу спастись? Воскресное богослужение 21 октября

Три основные причины, почему мы собираемся вместе:
- поклониться Господу
- молиться вместе в единстве
- слышать Слово, которое будет преображать наши жизни